Home Все наши мнения О проекте Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами""
О проекте Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами""
Новости - Наше мнение
27.09.2011 01:17

Более трех лет назад началась работа над проектом изменений  Федерального закона от 19 июля 1997 года №109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", который 19 августа опубликован Минсельхозом России.

Концепция проекта закона первоначально предусматривала следующие цели:

  • «приведение  норм  Федерального  закона  от 19 июля 1997 г.  № 109-ФЗ  «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в соответствие с установленной системой и структурой федеральных органов исполнительной власти с учетом определенных им полномочий;
  • совершенствование государственного управления в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;
  • совершенствование надзора и контроля за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами;
  • устранение избыточных административных барьеров для предпринимательства в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;
  • создание условий для обеспечения конкурентоспособности пестицидов и агрохимикатов отечественного производства на внутреннем и внешнем рынках;
  • повышение эффективности мер по охране здоровья населения, охране труда и охране окружающей среды».

Эти цели предполагалось достичь на фоне «гармонизации законодательства Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с нормами международного права».

Действительно, ФЗ-109 давно было необходимо кардинально обновить, так как за прошедшие после принятия закона годы произошли значительные изменения в управлении страной, в экономической ситуации и законотворческой деятельности, в участии Российской Федерации в международных организациях и международной практике регулирования обращения пестицидов. Эти изменения проявились:

  • в административной реформе федеральных органов исполнительной власти, которая  в целом усложнила процедуру регулирования пестицидов (особенно их регистрацию);   
  • в появлении наднациональных органов регулирования  (Таможенного Союза), что уже отразилось, например, на санитарно-эпидемиологических и гигиенических требованиях к пестицидам;
  • в появлении новых федеральных законов или их проектов, имеющих отношение к пестицидам (например, проект ФЗ «Технический регламент «О безопасности обращения химической продукции»);
  • в начавшемся присоединении России к ОЭСР, что требует гармонизации нашего национального регулирования  пестицидов с правилами этой международной организации;
  • в экономическом подъеме, приведшем к росту рынка пестицидов и увеличению   числа компаний-регистрантов;
  • в изменении структуры рынка пестицидов в России, на котором стали заметно преобладать пестициды-дженерики.

Все вышеперечисленное требовало системных изменений ФЗ-109, а фактически - создания нового закона о пестицидах. Но, как часто бывает, замахнувшись на большие цели, регулятор в итоге ограничился хотя и важными, но косметическими правками закона.  Их смысл в том, чтобы имеющийся закон работал эффективнее и не противоречил остальному законодательству (в частности, природоохранному). В нынешней ситуации и это не так уж мало, так как процесс регистрации пестицидов в последнее время существенно застопорился. Но, по нашему мнению, представленный Минсельхозом России проект и сам требует некоторых правок. Наиболее значимые из них представлены в таблице.

Вариант Минсельхоза России

Наше предложение

Пояснения

пестициды - химические или биологические препараты, используемые при проведении мероприятий по защите растений от вредных организмов, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты);

Два варианта:

1. пестициды - вещества (микроорганизмы, вирусы) и препараты на их основе, применяемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев и предуборочного подсушивания растений;

2. пестициды - вещества (микроорганизмы, вирусы) и препараты на их основе, используемые при проведении мероприятий по защите растений от вредных организмов, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты);

Ключевой момент в этом понятии: пестициды это (вещества микроорганизмы, вирусы) и препараты..., так как в этом случае:

  • не будет разногласий с 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» при определении пестицидов как объекта ГЭЭ и не потребуется вносить в него изменения;
  • это верно по смыслу, так как в повседневной практике термин «пестициды» используется  как для обозначения действующих веществ, например, при нормировании (ПДК, МДУ – только для д.в.) и контроле, так и для препаратов;
  • не будет разногласий с понятием «пестициды» Таможенного Союза.
    Какой из предлагаемых двух вариантов взять – дело вкуса, но первый, на наш взгляд, звучит лучше.

регистрант - физическое или юридическое лицо, подавшее заявление на организацию проведения регистрационных испытаний;

регистрант – физическое или юридическое лицо, обладающее свидетельством о регистрации пестицида или агрохимиката или намеревающееся его получить. 

Смысл в том, что регистрант остается регистрантом и после того, как он провел испытания и зарегистрировал пестицид (агрохимикат)

заключения государственной экологической экспертизы проекта технической документации на новое вещество (на новый агрохимикат или пестицид, содержащий действующее вещество, не включенное в составы ранее зарегистрированных в установленном порядке пестицидов) выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной экологической экспертизе;

заключения государственной экологической экспертизы проекта технической документации на новое вещество (на новый агрохимикат или пестицид, содержащий действующее вещество, не включенное в составы ранее зарегистрированных в установленном порядке агрохимикатов или пестицидов), выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной экологической экспертизе;

Пропущено слово агрохимикатов

б) абзац 6 изложить в следующей редакции: «Срок проведения экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов не должен превышать одного месяца»;

 б) абзац 6 изложить в следующей редакции:
«Срок проведения экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов по оценке их эффективности не должен превышать одного месяца»;   

 

В соответствии с ФЗ-174 «Об экологической экспертизе» срок проведения ГЭЭ не должен превышать 6 месяцев; по Постановлению правительства РФ от 11.06.1996  №698 – не более 4 месяцев. Надо изменить формулировку, так как только из-за пестицидов Минприроды не будет менять ФЗ-174 и Постановление №698. Поэтому необходимо указать, что речь идет именно об испытаниях по оценке эффективности пестицидов и агрохимикатов.

В связи с вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» внести изменения:

1) Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 27.11.1995, № 48, ст. 4556);

2) Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 23.06.2008, № 25, ст. 2983, 30.05.2011);

3) Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 698 «Об утверждении положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» («Российская газета»), № 120, 27.06.1996, (Собрание законодательства Российской Федерации, 30.09.1996, № 40, ст. 4648);

В связи с вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» внести изменения в:
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450. (Собрание законодательства Российской Федерации, 23.06.2008, № 25, ст. 2983, 30.05.2011);

Для того, чтобы облегчить и ускорить прохождение поправок в ФЗ-109 не требуется вносить изменения в ФЗ-174 и Постановление №698, так как эти поправки и не противоречат их содержанию.

 

 

Что нового на сайте?

4 июля 2013
В разделе "Законодательство" размещена обновленная версия "Международного кодекса поведения в области обращения с пестицидами" (предоставлена Подкомитетом производителей средств защиты растений Ассоциации Европейского Бизнеса)

19 марта 2012
На сайте представлен новый раздел "Мониторинг"

12 января 2012
Подготовлен новый раздел "Нормирование"

5 декабря 2011
В разделе "Законодательство" представлен русский перевод Регламента ЕС №1107/2009 от 21 октября 2009 г. "О размещении на рынке продукции для защиты растений", любезно предоставленный Ассоциацией Европейского Бизнеса (Подкомитет производителей средств защиты растений)

28 июля 2011
Представлен новый раздел "Биопестициды"

12 июля 2011
Подготовлен новый раздел "Качество пестицидов"

© 2010-2011 Penreg.ru Powered by Vagun